Что мы знаем об автопроме Ирана? Там работают три основных автопроизводителя, компании Iran Khodro, Pars Khodro и Saipa, которые покрывают более 90% потребности в легковых автомобилях. Оставшиеся 10% — это «отверточные» заводы и мелкие фирмочки. К последним относится KSJ Motors (Khodro Sazan Jonoob) из города Шираз на юге Ирана.
KSJ Minor C (слева) и Minor E
Судя по сайту компании, она мелкосерийно выпускает довольно странные ретрокары, а также квадроциклы и скутеры. Но несколько лет назад взялась и за электромобили. Были разработаны мультяшные машинки под названиями Minor E и Minor C, хотя их серийное производство пока так и не началось. А несколько дней назад компания представила еще один электромобиль Oxygen: его показали на специальной презентации для правительства страны и высокопоставленных гостей.
Заявлено, что разработку машины фирма KSJ Motors вела при финансовой поддержке местной телекоммуникационной компании ITMC (Iranian Telecommunication Manufacturing Co). Но даже на совсем никудышных фотографиях видно, что Oxygen (как и две предыдущие модели фирмы) очень похож на хэтчбек smart fortwo. Длина машинки — те же 2,5 метра, что у европейской трехдверки. Иранский электромобиль имеет двухместный салон, электромотор мощностью 20 л.с. и литий-ионный аккумулятор, позволяющий проехать на одной зарядке 220 км.
Во время презентации было заявлено, что только 20% компонентов для электромобиля куплено за рубежом, то есть Oxygen локализован на 80%. А еще разработчики назвали иранскую трехдверку самым дешевым электромобилем в мире: объявленная цена — 2,7 миллиарда иранских риалов, то есть 10500 долларов. Впрочем, этот факт легко проверить и опровергнуть. Например, китайский Wuling Mini EV стоит 28800 юаней, то есть 4520 долларов.
Серийное производство электромобилей Oxygen должно начаться в мае этого года. За первые девять месяцев компания KSJ Motors намерена выпустить 1000 машин. Цель — к 2024 году увеличить объем производства до 10 тысяч штук в год. Причем в планах есть и экспорт. Одним из гостей презентации был посол Сенегала, и он сразу заявил, что его страна готова начать продажи иранских электромобилей. В Сенегале уже ведется локальная сборка автомобилей Iran Khodro.