Еще в самом начале января Tesla объявила, что в 2021 году продала рекордные 936 тысяч электромобилей против 500 тысяч годом ранее: рост на 87%! На семейство Model 3/Model Y пришлось 911 тысяч машин, а моделей S и X в сумме продано 24980 экземпляров. Теперь же объявлены финансовые итоги, и они тоже сплошь позитивные.
Общий доход компании в 2021 году составил 53,8 млрд долларов (на 71% больше, чем годом ранее), из которых на автомобильный сектор пришлось 47,2 млрд (рост на 73%). Этот же сектор остается основным источником прибыли Теслы: 13,84 млрд долларов в прошлом году (рост на 98%), тогда как общая прибыль компании с учетом всех подразделений составила 13,61 млрд долларов (рост на 105%). Операционная маржа в прошлом году составила 12,1%, а в четвертом квартале даже достигла 14,7%.
Акционеры заработали на Тесле в прошлом году 5,52 млрд долларов, тогда как в 2020-м их общая прибыль составляла всего 721 млн, а до этого были сплошь убытки. Также в прошлом году компания вложила в собственное развитие 6,5 млрд долларов, и почти вся эта сумма ушла на строительство двух новых заводов — в Остине (США, штат Техас) и Берлине (Германия).
Изначально открытие этих производственных площадок планировалось на конец 2021 года, но было отложено на первый квартал 2022-го. Причем завод в Берлине уже полностью готов к серийному производству, Tesla лишь ждет от местных властей официального разрешения на производство автомобилей. На площадке в Техасе идет наладка оборудования и тестовое производство. На первом этапе оба предприятия будут выпускать паркетники Tesla Model Y, причем сразу с новыми аккумуляторами, в которых использованы ячейки формата 4680. Заявлено, что такие батареи вдвое дешевле в производстве, меньше греются и позволяют на 16% увеличить запас хода.
В этом году Tesla бросит основные ресурсы на увеличение объемов выпуска существующих моделей, так что рыночный дебют новых электромобилей снова отложен. Как заявил Илон Маск, пикап Tesla Cybertruck, суперкар Tesla Roadster и дальнобойный тягач Tesla Semi выйдут на рынок только в 2023 году. А обещанный «младший электромобиль» за 25 тысяч долларов вообще отложен на непонятный срок.
Что еще? Компания отчиталась, что по дорогам уже ездит 60 тысяч ее электромобилей с активированной бета-версией автопилота Full Self-Driving. Точный срок его полноценной сертификации до сих пор не установлен, зато доплата за него снова выросла: если изначально Tesla просила за FSD пять тысяч долларов, а потом повысила цену до десяти тысяч, то сейчас автопилот стоит 12 тысяч долларов. Наконец, в прошлом году на 36% выросло количество фирменных станций быстрой зарядки Supercharger: сейчас сеть насчитывает 3476 станций по всему миру.