В середине июля Минпромторг опубликовал проект постановления правительства, в котором расписана ежегодная индексация утилизационного сбора для автомобилей. Этот проект предполагает многоступенчатое повышение утильсбора для юрлиц начиная с 1 октября 2024 года и вплоть до 2029 года. Базовая ставка в размере 20000 рублей для легкового автомобиля останется прежней, однако должны заметно вырасти коэффициенты, зависящие от объема двигателя и возраста машины. В результате общая сумма единовременного платежа может кратно увеличиться. Например, если сейчас размер утильсбора для автомобиля возрастом до трех лет и объемом двигателя до 2,0 л составляет 300600 рублей, то к 2029 году он должен вырасти до 1174000 рублей.
Однако теперь Минпромторг сообщил, что окончательное решение по повышению утильсбора еще не принято. В ведомстве продолжают «анализировать текущую динамику рынка автотранспортных средств и специализированной техники в части необходимости индексации утилизационного сбора». Возможно, сомнения вызваны перспективой обвала российского автомобильного рынка из-за чрезмерного роста цен на автомобили, который едва ли смогут компенсировать государственные программы льготного автокредитования и лизинга.
Именно такого мнения придерживается исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игорь Чикин. По его оценкам, если в 2014 году примерно 33% россиян могли купить новый автомобиль, то в 2023 году эта доля снизилась до 14—15%, а к 2030 году она может упасть до 5%. Это неминуемо вызовет коллапс всей системы автомобильной торговли в стране. В РОАД уверены, что если подготовленный порядок повышения утильсбора все же будет принят, то через шесть лет автомобили будут стоить в два раза дороже, чем сейчас.
Противоположную точку зрения на этот вопрос имеет АВТОВАЗ. Его глава Максим Соколов уверен, что повышение утильсбора поспособствует «приземлению» китайских автопроизводителей на российские сборочные предприятия и передаче ценных технологий местным автозаводам. Однако нынешняя ситуация показывает, что китайские компании явно не спешат локализовывать производство в России из-за небольшого объема автомобильного рынка, который может стать еще меньше. При этом сам АВТОВАЗ стабильно повышает цены на свою продукцию, несмотря на то, что утильсбор ему компенсирует государство. Ближайшая индексация цен на автомобили Лада должна состояться в августе-сентябре.