Средняя стоимость хаусбота сегодня сопоставима с квартирой в новостройке массового сегмента. Чаще всего дома на воде покупают под сдачу в аренду
Рынок загородного жилья сегодня переживает бум: растет спрос на частные дома, развиваются ипотечные программы в сегменте, а сами люди все чаще хотят жить за городом. Альтернативой классической даче или коттеджу в данном случае может быть хаусбот — дом на воде.
Вместе с экспертами разбираемся, что из себя представляют плавучие дома, сколько они стоят и кто их покупает.
Что такое хаусбот и как он устроен
Хаусбот представляет собой судно, которое спроектировано для использования в качестве жилого дома. Такое сооружение можно назвать самоходным домом на воде, который обладает судовой мобильностью и комфортом коттеджа, рассказывает президент компании Houseboat.ru Александр Климчук.
Хаусбот состоит из плавучего основания и надстройки. В экономклассе плавучее основание изготавливают из пластиковых модулей, в более дорогом исполнении — из алюминия или судовой стали. «Сейчас наиболее распространенные формы плавоснования — монокорпус (как у лодок) или катамаран. В корпусе обычно монтируются двигатели, топливные баки и инженерные системы в зависимости от требуемого уровня комфорта. В экономварианте используются подвесные моторы, в более дорогих вариантах ставят стационарные двигатели», — пояснил эксперт.
Цены на хаусботы сопоставимы со стоимостью классического жилья
Жилые надстройки обычно делают по каркасной технологии. Конфигурации, размеры, отделка и наполнение зависят от запросов и бюджета покупателя. «В прошлом году мы построили самый маленький хаусбот — всего 20 кв. м. Заказчик приобрел его исключительно для сдачи в аренду, и он пользуется невероятной популярностью», — привел пример президент Houseboat.ru. Сейчас компания проводит ходовые испытания самого большого в Европе хаусбота морского класса. Его общая площадь — около 600 кв. м, жилая часть — около 300 кв. м. Через месяц на воду будет спущен полностью электрический хаусбот: стальной катамаран для круглогодичной эксплуатации, добавил он.
Как правило, в жилой надстройке размещаются гостиная, кухня, спальня, санузел и терраса — то есть все то, что необходимо для комфортной жизни. Крыша тоже может быть эксплуатируемой, ее используют как дополнительное пространство для отдыха — например, размещают на ней шезлонги, рассказывает гендиректор компании «Вуокса» Александр Марков. «Главное — не выходить за рамки маломерного судна, длина которого должна быть не больше 20 м. У нас одна из популярных конфигураций — это хаусбот размером 10 × 12 м с надстройкой 6 × 8,5 м. Туда входят две спальни, два санузла, гостиная с панорамными окнами и эксплуатируемая крыша. Получается полноценный дом, но на воде», — отметил эксперт.
Хаусбот можно оборудовать системой «Умный дом» и управлять им с помощью смартфона. Жить в таком плавучем доме можно круглый год, путешествовать на нем или остановиться в определенном месте, уточнил он.
Наполнение хаусбота
Зарубежный опыт
В Европе хаусботы получили распространение как более дешевая альтернатива классическому жилью, рассказывает Александр Климчук. Большей частью это переделанные под жилье баржи (Англия, Франция, Голландия) или современные плавучие дома (Германия, Голландия). В США из-за большого количества озер хаусботы чаще всего выполняют роль плавучих дач для уикендов и путешествий, поэтому почти все они оборудованы двигателями, а по дизайну напоминают «плавучий гараж» с мебелью и бытовой техникой.
Российский рынок хаусботов только формируется, отметил эксперт. Всего на рынке насчитывается около десяти производителей хаусботов. При этом само число хаусботов за последние два года выросло вдвое — сейчас в стране насчитывается более 200 хаусботов. Для сравнения, на американском рынке около 1 млн хаусботов, в Голландии — около 100 тыс.
Сколько стоит жизнь на воде
Стоимость хаусботов сопоставима с ценами на дачи и квартиры, альтернативой которых их называют. Конечная цена будет зависеть от размера, наполнения, материалов, из которых выполнен объект: по данным экспертов, нижняя граница начинается в среднем от 4–5 млн руб. и может исчисляться десятками и сотнями миллионов. «Стоимость качественного хаусбота по затратам сравнима со стоимостью новостройки стандарт-класса на окраине Москвы — от 300 тыс. до 400 тыс. руб. за 1 кв. м в зависимости от комплектации», — привел цифры президент Houseboat.ru.
По словам главы «Вуоксы», самый распространенный бюджет покупки хаусбота в компании — 6,5–7,1 млн руб. За такую сумму можно купить хаусбот размером 10 × 12 м. Строится он около трех месяцев, а собирается за четыре-пять дней, добавил эксперт.
Рендер
В Baikal Yachts Group самый недорогой хаусбот размером 12 × 6 м стоит 13 млн руб., он идет со стационарными двигателями. «Самый дорогой хаусбот, подходящий под ГИМС (классификация маломерных судов) 20 × 10 м, стоит 120 млн руб. И тот и другой хаусбот может выходить в море», — отметил владелец компании Сергей Гмыра.
Кроме стоимости хаусбота, нужно еще учитывать расходы на его содержание. Они складываются из трат на стоянку, заправку, откачку септика, техническое обслуживание, налогов (платится транспортный налог). Сам хаусбот может существовать автономно с помощью генератора, который будет давать тепло и свет. Также на хаусботе обычно есть станция по очистке воды: речную очищают до питьевой.
По оценкам Houseboat.ru, в среднем по году содержание обойдется в 30–40 тыс. руб. в месяц. В эту сумму включены стоянка в марине, предоставление электричества, подключение к водопроводу, охрана. Техническое обслуживание стоит в среднем в 20–40 тыс. руб. в год.
Рендер
Хаусботы покупают под коммерцию
Спрос на хаусботы в последние годы увеличивается, это связано как с ростом популярности загородной жизни, так и с развитием внутреннего туризма, поясняют эксперты. Большая часть покупателей хаусботов (90–95%) берут их под сдачу в аренду, примерно 5–10% заказывают для себя в качестве альтернативы даче, отмечает Александр Марков.
«Сейчас мы видим высокий спрос со стороны загородных отелей и баз отдыха, которые таким образом расширяют свой номерной фонд и получают уникальный объект размещения — на воде. Что касается физлиц, то в основном они покупают хаусботы, чтобы зашвартоваться в красивом месте и стоять», — сказал гендиректор «Вуоксы». «Кроме того, физлица сейчас активно приобретают плавучие бани, пирсы и беседки. Например, у человека есть выход к водоему, он покупает баню или беседку на воде, облагораживая и расширяя таким образом территорию», — добавил эксперт.
Стоянка хаусботов
По его словам, география заказов хаусботов в основном включает Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленобласть, Тверскую область и Карелию. То есть регионы, где есть подходящие водоемы и платежеспособный спрос, уточнил эксперт.
«Сейчас хаусботы в большей степени пользуются спросом в Москве и Московской области. Однако все чаще поступают заказы из городов с крупными водными артериями — Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Иркутска. Основные заказчики — это владельцы малого бизнеса и отчасти владельцы и топ-менеджеры среднего бизнеса», — добавил Александр Климчук.
По его словам, каждый третий заказ преследует коммерческие цели — создание отелей, офисов, ресторанов, бань, кто-то покупает хаусбот под сдачу в аренду вместо инвестиций в квартиру. «Однако если первоначально многие заказывают хаусбот как дачный вариант или как плавучую баню, то в итоге используют его как основное жилье», — уточнил эксперт. «У нас заказывают морские хаусботы в Крым, Сочи, Санкт-Петербург и города, расположенные у большой воды вдоль Волги. Большинство хотят совместить дом и яхту», — добавил Сергей Гмыра.
Законодательный вопрос
Увеличение в России числа домов на воде, по мнению экспертов, тормозит неурегулированный жилищным законодательством статус. Плавучий дом можно лишь зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным суднам как плавсредство. Кроме того, для плавучих домов нужна специальная инфраструктура (причалы, заправочные станции), ее сейчас практически нет.
По мнению гендиректора «Вуоксы», именно неурегулированный статус останавливает часть потенциальных покупателей от приобретения хаусботов. «Несколько лет назад была создана комиссия с профильными министерствами, которая должна была урегулировать этот вопрос. Предполагалось упростить регистрацию и использование хаусботов. Но пока документ так и не принят, пока хаусботы регистрируются как маломерные суда», — отметил он.
При этом потенциал развития плавучих домов в России высокий, это связано как с большим количеством рек и озер в стране, так и ростом спроса на внутренний туризм, добавил президент компании Houseboat.ru. «Но для полноценного развития этого рынка необходимо усовершенствовать инфраструктуру и получить поддержку от государства. Например, в виде ипотечного кредитования этой движимой недвижимости», — заключил он.
Читайте также: