В конце прошлого года немецкое правительство отменило льготы на приобретение электромобилей. Тогда же многие автопроизводители приняли решение компенсировать субсидии из собственного кармана, но большинство таких предложений действовало только до апреля 2024 года. Уже в мае продажи электромобилей в Германии рухнули на 30,6%, а свежая статистика лишь подтвердила наметившуюся тенденцию.
В июле 2024 года на рынке Германии было продано 30762 электромобиля, что на 36,8% меньше, чем годом ранее. В результате рыночная доля электромобилей снизилась с 20% в 2023 году до 12,9%. Для сравнения: бензиновые и дизельные автомобили продемонстрировали минимальный рост на 0,1% и 1,4% соответственно, а продажи гибридов (в том числе подзаряжаемых) выросли сразу на 18,4%.
Похожая ситуация и в соседней Швейцарии, где продажи электромобилей в июле упали на 19%. В Швеции — минус 15%. Главной причиной угасания интереса европейцев к батарейным машинам считаются высокие цены, которые только увеличились с отменой субсидий. Причем введение дополнительных пошлин на импортируемые в Европу китайские электромобили явно не поспособствует снижению цен.
Снижение спроса на электромобили неминуемо ударило по автопроизводителям, сделавшим долгосрочную ставку и инвестировавшим огромные суммы в электрификацию своего модельного ряда. Концерн Volkswagen отчитался о падении чистой прибыли в первой половине 2024 года на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первую очередь это объясняется снижением продаж электромобилей на 15% как в Европе, так и в США. Отраслевые аналитики считают, что в следующем году доходы немецкого концерна могут упасть еще на 2,2 млрд долларов из-за низкого спроса на электромобили.
Другие крупнейшие европейские концерны (Stellantis, BMW, Renault и Mercedes-Benz) также зафиксировали снижение чистой прибыли в первом полугодии. Еще хуже чувствуют себя производители компонентов для электромобилей. Компания Valeo SE сейчас ищет покупателей для двух своих сильно недозагруженных заказами заводов. А фирма OPmobility сообщила, что объемы производства комплектующих для электромобилей примерно в два раза ниже, чем предполагалось изначально. Наконец, крупнейший поставщик тяговых батарей в Европе, LG Energy Solution, и вовсе рассматривает возможность перехода на выпуск стационарных батарей-накопителей.