Идея создания станций для быстрой замены севших тяговых батарей у электромобилей не нова. Первопроходцем стал израильский проект Better Place, но он обанкротился еще в 2013 году. Такую концепцию вынашивала и Tesla, однако в итоге Илон Маск отказался от ее реализации. Опрос показал, что большинству владельцев электромобилей этой марки возможность быстрой замены батареи просто не нужна: их вполне устраивает сеть «быстрых» зарядок Supercharger. А вот в Китае такая схема приживается!
Электромобили в КНР становятся все популярнее, даже невзирая на уменьшение субсидий на их покупку. В минувшем декабре на «электрички» пришлось уже 22,6% от всех продаж. Созданием собственных сетей станций для быстрой замены тяговых аккумуляторов уже озаботились компании Nio, Geely и BAIC. Но главный недостаток их подхода в том, что на фирменные станции могут заезжать только электромобили этих марок: «чужим» там делать нечего, ведь форм-фактор и интерфейс подключения аккумуляторов не совпадают. Меж тем, одна такая станция стоит около 800 тысяч долларов.
Теперь же в этот бизнес вошел китайский холдинг CATL (Contemporary Amperex Technology Limited), один из крупнейших производителей тяговых аккумуляторов для электромобилей. Под брендом Evogo он будет создавать собственную сеть станций для быстрой замены батарей, которыми смогут воспользоваться владельцы самых разных электромобилей. Одна станция Evogo занимает три парковочных места, внутри могут стоять на зарядке до 48 тяговых батарей. Процесс замены аккумулятора у электромобиля полностью автоматизирован и занимает около одной минуты. Причем водитель может заранее забронировать полностью заряженную батарею через специальное приложение на смартфоне.
Главное: специально для этого проекта разработана универсальная тяговая батарея, которую CATL предлагает производителям электротранспорта. Она имеет компактный размер, один стандартный разъем для подключения и емкость 26,5 кВт∙ч. В конструкцию электромобилей можно заложить слоты для установки двух, трех или четырех таких батарей. Более того, разработчики уверяют, что под эти аккумуляторы можно адаптировать 80% уже выпускаемых моделей электромобилей. Если учесть, что многие автопроизводители (причем не только в КНР) уже используют аккумуляторы CATL, сложностей с такой адаптацией возникнуть не должно. А в будущем, когда появятся более современные аккумуляторы, их можно производить в таких же корпусах.
Первой моделью с универсальной быстросъемной батареей фирмы CATL стал компактвэн FAW Bestune NAT (на фото), разработанный специально для такси и каршеринга. Уже идут переговоры и с другими компаниями. На первом этапе сеть станций Evogo будет работать в десяти крупнейших городах Китая. Предполагается, что уже к 2025 году в Поднебесной будет 22 тысячи таких станций всех брендов.