Россияне хотят жить за городом — в частных или малоквартирных домах. О таком тренде говорят показатели индивидуального жилищного строительства в России в 2021 году, а также поведение девелоперов, которые начали заявлять о старте проектов загородного формата.
Контекст: россияне стремятся за город
Пандемия и локдаун 2020 года привели к росту спроса в России на загородное жилье в туристических локациях, а также вблизи крупных городов. Однако развитие загородных форматов жилья — это не только следствие пандемии, но и четкая государственная задача. Напомним, ежегодно в России возводится около 250–270 тыс. индивидуальных жилых домов, что составляет 40–45% всей вводимой площади жилья. К 2024 году, согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», ежегодный объем ввода индивидуального жилья превысит 40 млн кв. м, а с 2020-го по 2024-й должно быть построено 180 млн кв. м домов ИЖС. Рост объемов загородного строительства начался в 2021 году, когда уже летом был зафиксирован промежуточный рекордный объем ввода индивидуальных домов.
На волне потребительского запроса о планах выйти на загородный рынок заявили сразу несколько крупных девелоперских компаний, которые специализируются на строительстве многоквартирных домов. Среди них группы компаний ПИК, ЛСР, «Самолет», «Инград», «Эталон» и другие. По оценке партнера консалтинговой компании S.A. Ricci M&A Петра Виноградова, в ближайшее время эти девелоперы планируют реализовать загородные и/или малоэтажные проекты площадью от 300 тыс. кв. м до 1 млн кв. м. «В загородном строительстве точно есть логика на фоне прошлогодних ограничений по семейной льготной ипотеке и параллельного анонсирования различных льготных программ кредитования населения под строительство ИЖС. Так, «Дом.РФ» уже анонсировал пилотную программу льготной ипотеки под 6,5%», — объяснил Виноградов.
«В контексте развития пригородных видов транспорта, качественного интернета и больших возможностей для удаленной работы мы увидим новые форматы девелопмента, предполагающие квартальную застройку с продуманным форматом средне-, малоэтажного и индивидуального строительства, предполагающего создание всей необходимой инфраструктуры для жизни и удаленной работы. Мы ожидаем появления таких проектов в пригородах городов-миллионников», — сказал Петр Виноградов.
По информации партнера S.A. Ricci M&A, крупные девелоперские компании не только приступили к поиску ликвидных земельных участков под застройку за пределами больших городов, но уже вышли на реальные сделки. Недавно стало известно про покупку девелоперской компанией GloraX земельного участка площадью 51 га в Ленинградской области. В 13 км от Санкт-Петербурга GloraX планирует построить 400 тыс. кв. м. Логично предположить, что компания здесь разместит малоэтажный формат жилья.
Кейс: GloraX построит первый проект в Ленинградской области
Компания GloraX приобрела вблизи пос. Романовка Всеволожского района Ленинградской области участок земли под строительство малоэтажного проекта совокупной площадью около 400 тыс. кв. м. Срок реализации проекта — до 2036 года, по экспертным оценкам, инвестиции на строительство объекта составят порядка 35–40 млрд руб. Это уже десятый участок, купленный девелопером за полтора года.
GloraX активно диверсифицирует портфель проектов и наполняет земельный банк площадками под разные направления проектов, начиная от премиальной и заканчивая площадками под малоэтажные проекты.
В малоэтажном формате GloraX уже реализует проект в Петергофе — GloraX Air Петергоф. Суммарно площадь двух малоэтажных проектов составляет около 700 тыс. кв. м.
Ранее президент компании Андрей Биржин заявлял, что компания GloraX планирует довести долю таких проектов в своем портфеле до 36% к 2025 году и возводить более 1 млн кв. м жилья в малоэтажном формате Air.
Поиск земельных участков под застройку малоэтажными проектами не единственный тренд на рынке. Еще одна тенденция — растущая скорость закрытия земельных сделок, уточнил партнер консалтинговой компании Colliers Владимир Сергунин. «Также следует отметить большое количество «денежных» сделок. То есть если раньше в сделках с земельными участками была довольно распространенная практика, когда вместо части денег собственникам участков предлагались квадратные метры в будущих проектах, сейчас все-таки больше стало сделок именно за деньги. Хотя, следует отметить, форма партнерства в отдельных случаях все еще сохраняется», — рассказал эксперт.
Другой тренд в девелоперских сделках 2021–2022-х годов по наполнению земельного банка — участки выбираются с целью возведения на них мультиформатных пространств, рассказал первый вице-презент GloraX Александр Андрианов. «В таких проектах каждый житель сможет найти нужный для себя формат жизни, организации досуга и спорта. Дело в том, что в ближайшие пять — десять лет произойдет смена платежеспособного поколения. Миллениалы уже диктуют тренды. Они рассматривают более компактные, но функциональные планировки, при этом очень важна насыщенная инфраструктура внутри жилого комплекса и наличие дополнительных сервисов, помогающих в решении большинства бытовых забот жителей. Также мы замечаем повышенное внимание молодых покупателей к архитектуре проекта и применению зеленых технологий при строительстве и эксплуатации зданий», — заключил первый вице-презент GloraX.
Читайте также