Лжекоммунальщиков могут выдать слишком навязчивый сервис, форма одежды или реакция на просьбу сделать копию удостоверения. Как еще распознать таких мошенников — читайте в нашем материале
Самыми распространенными способами обмана, связанными с предоставлением услуг ЖКХ, являются замена счетчиков, установка оборудования и поддельные платежки. Чтобы не стать жертвой мошенников, следует соблюдать базовые меры безопасности. Как именно это сделать — рассказываем вместе с экспертами.
Слишком навязчивый сервис
Распознать псевдокоммунальщика, который пришел заменить счетчик или установить газоанализатор, можно по его поведению. Обычно мошенники слишком настойчиво предлагают услугу или уговаривают провести проверку, часто они могут запугивать жильцов. Например, говорят, что если не заменить прибор учета в ближайшие дни, то придется платить большой штраф. При этом мошенники зачастую не в состоянии прояснить нюансы, связанные с их работой (например, могут не знать название управляющей компании).
Такое поведение сразу должно насторожить. Для начала следует попросить предъявить удостоверение. «Обычно настоящие сотрудники разрешают их даже копировать, а вот лжекоммунальщики такого действия очень боятся, ведь это прямое доказательство подделки документов и незаконности посещения квартиры», — отметила эксперт Общественного совета при Минстрое России, директор партнерства АНП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.
Можно также переписать данные сотрудника и позвонить в организацию, от которой якобы пришел «специалист» (например, Мосгаз, Мосэнергосбыт) и уточнить, работает ли у них такой сотрудник. Как правило, такая бдительность отпугивает мошенников.
Определить по форме
Отличить лжекоммунальщиков от настоящих можно по внешнему виду. Сотрудники столичных коммунальных служб всегда приходят в фирменной одежде с нашивками организаций. Например, сотрудники Мосэнергосбыта одеты в форму с логотипом компании и должны иметь при себе удостоверение синего цвета. Кроме того, в этом году Мосэнергосбыт внедрил среди своих сотрудников электронные пропуска, снабженные QR-кодом. Теперь контролеры, которые приходят на объекты для снятия показаний, контролеры-монтеры, техники по отключениям, инженеры-инспекторы и другие линейные специалисты должны иметь при себе пропуск нового образца.
Чтобы проверить сотрудника, нужно отсканировать QR-код, после чего на экране появится фамилия, имя и отчество, должность и подразделение представителя Мосэнергосбыта. В случае любых сомнений необходимо звонить в контактный Центр компании по телефону: +7 (499) 550-95-50, отметили в пресс-службе Мосэнергосбыта.
Сотрудники Мосгаза всегда одеты в спецодежду синего цвета со светоотражающими полосками, оранжевой кокеткой с надписью АО «Мосгаз» и фирменным логотипом на спине и должны иметь при себе удостоверение с печатью АО «Мосгаз» и фирменной голограммой. «Важно проверить срок действия документа», — рекомендовали в компании.
Если сомнения остаются, лучше позвонить в организацию и уточнить, есть ли такой работник и направлялся ли он по указанному адресу, добавил адвокат Шон Бетрозов. «Рекомендуется не пускать в квартиру лиц, которые представляются работниками ЖКХ, особенно если вы не знали о предстоящей проверке», — пояснил он.
Отличить лжекоммунальщиков от настоящих можно по форме. Сотрудники столичных коммунальных служб всегда приходят в фирменной одежде с нашивками организаций
Когда приходят с проверкой по закону
Проверки счетчиков и другого оборудования проходят по графику, а самих жильцов информируют об их проведении заранее. Такие уведомления вывешивает управляющая или ресурсоснабжающая организация (РСО) на досках объявления многоквартирного дома. Кроме того, о проверке могут уведомить звонком из диспетчерской службы.
«Такие звонки должны быть узнаваемы жителями, если есть хоть малейшее подозрение на мошенничество, лучше положить трубку и самостоятельно перезвонить в управляющую или ресурсоснабжающую организацию», — советует Вепрецкая.
Проверки приборов и другого оборудования могут производить только организации, которые работают на основании договора с жителями конкретного многоквартирного дома (договор управления многоквартирным домом или договор на предоставление коммунальных услуг), добавила эксперт. Кроме того, нужно помнить, что в ходе проверок коммунальщики не оказывают платных дополнительных услуг и точно не просят рассчитаться наличными.
Поверка счетчиков производится с периодичностью, которая зависит от типа установленных средств, интервал поверок указывается в технической документации, то есть паспорте прибора, отметил адвокат Шон Бетрозов. «Для этого собственник должен обратиться в аккредитованную компанию, которая в свою очередь согласует время и дату поверки», — отметил он. Поэтому если подходит срок замены приборов учета или поверки, лучше самостоятельно обратиться в специализированную компанию.
Читайте также